Комментарии к Закону о тунеядстве - tuneyadstvo.by

Комментарии к Закону о тунеядстве

Декрет о тунеядстве. Комментарий Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Щёткиной М.А. к Декрету Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3

schetkina_dekret o tuneyadstve

Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»  принят в целях:

  • стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности;
  • вовлечения в легальную экономическую деятельность незанятого населения;
  • предупреждения социального иждивенчества.

Каждый гражданин нашей страны должен выполнять свои конституционные обязанности по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.




Декретом предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор) для граждан, которые в календарном году не участвовали в финансировании государственных расходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году.

Размер сбора составляет 20 базовых величин (исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода).

Отмечу, что речь идет о трудоспособных гражданах, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

Освобождаются от уплаты сбора прибывшие в республику на постоянное жительство после 31 марта или убывшие на постоянное жительство из республики, а также граждане Республики Беларусь, фактически находившиеся за ее пределами более 183 дней.

Пунктом 5 Декрета определены периоды участия граждан в финансировании государственных расходов.

Это периоды работы по трудовому договору (контракту), военной службы, учебы на дневной форме получения образования.

Это периоды самозанятости граждан:

  • выполнения работ по гражданско-правовым договорам, осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, иных видов деятельности при условии уплаты соответствующих налогов или сборов;
  • осуществления адвокатской или нотариальной деятельности, ведения личного подсобного хозяйства и др.

В период участия в финансировании засчитываются также периоды, когда гражданин не трудился по уважительным причинам, например, периоды:

  • зарегистрированной безработицы;
  • получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
  • временной нетрудоспособности;
  • воспитания в семье одним из родителей ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

Периоды участия в финансировании государственных расходов суммируются, если они не совпадают по времени (пункт 6 Декрета). В случае совпадения по времени периодов учитывается один из таких периодов.

Возможна ситуация, когда период участия граждан в финансировании государственных расходов составляет менее 183 календарных дней.

Подпункт 3.2 Декрета освобождает граждан от уплаты сбора, если они имели доходы и заплатили налоги, например, подоходный налог с физических лиц, в размере 20 базовых величин и более (единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения).

При уплате налогов в размере менее 20 базовых величин сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов.

Декрет распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г.




Порядок взимания сбора следующий.

Гражданин может самостоятельно уплатить сбор. Он должен в период с 1 августа этого года и не позднее 31 мая 2016 г. уведомить налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов и уплатить сбор не позднее 1 июля 2016 г. В этом случае сумма сбора уменьшается на 10 процентов.

Следует отметить, что Декретом предусматривается разработка механизма взаимодействия (в том числе и информационного) государственных органов и организаций для выявления плательщиков сбора и формирования их списков.

Эти списки будут переданы МНС в территориальные налоговые органы. Сбор будет зачисляться в местные бюджеты базового уровня и бюджет г. Минска (Это позволит увеличить ресурсную базу на местном уровне и направить дополнительные средства на решение актуальных социальных задач, стоящих перед такими органами).

Поэтому тем гражданам, которые не уплатили сбор самостоятельно, налоговым органом до 1 октября 2016 г. будет вручено извещение на уплату сбора в срок до 15 ноября.

Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора в соответствии с нормами Декрета.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест.

В период отбывания административного ареста граждане обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ. Перечень объектов и виды общественно полезных работ будут утверждаться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

А в случае невыполнения установленных обязанностей по соблюдению трудовой дисциплины, требований безопасности при выполнении общественно полезных работ, а также отказа от их выполнения к гражданам во время административного ареста могут применяться дисциплинарные взыскания.

В отношении плательщиков сбора налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам.

Если налоговым органом при осуществлении этого контроля будет установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, доходы гражданина, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами.

Декретом также поручено внести изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь», иные законодательные акты, предусмотрев систематизацию и закрепление обязанностей безработных, усиление ответственности безработных за нарушение законодательства о занятости населения, изменение порядка оказания содействия в трудоустройстве, уведомление нанимателями органов по труду, занятости и социальной защите об образовании вакансий в пятидневный срок, иные меры, направленные на создание условий мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения.

Также в целях реализации отдельных положений Декрета необходимо внести изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты.

По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь